В передаче «ТВОЯ РАБОТА» главный редактор телеканала «ШАГ РОССИИ» Глеб Мордовченко и руководитель кадрового агентства для соискателей «ИМ Консалтинг» Александра Грак обсудили, какие ошибки допускают соискатели в поиске работы. О сложностях при составлении резюме и прохождении собеседования, а также о различных стратегиях и каналах поиска работы читайте в этом выпуске.
— Скажи, какие ключевые, самые главные и самые страшные фатальные ошибки делают люди при попытке устроиться на работу?
— Я бы в первую очередь просто разделила ошибки на несколько этапов — по мере их возникновения. Первое — это отсутствие четкого понимания своего позиционирования на рынке труда. Когда мы идем искать работу, но мы не понимаем свою ценность для рынка. Вот это как раз та история, когда «ищу работу, лишь бы какую-то работу найти». К сожалению, так сейчас не работает. Это займет гораздо больше времени, чем если мы будем точно знать, чего хотим.
Второе — это, соответственно, отсутствие стратегии поиска. Это выглядит приблизительно так: мы делаем все и везде, но эти действия не приводят нас ни к какому результату. И третье — когда уже в каких-то мелочах мы ошибаемся: не готовимся к собеседованию, не раскрываем информацию в резюме. Это уже этап реализации.
— Можешь привести несколько примеров из жизни, как это бывает в реальности?
— В реальности: например, когда кандидат говорит о том, что он хочет найти работу, но он не знает, кем он хочет работать, как эта работа может выглядеть и что в принципе он готов для поиска работы делать. Но при этом он рассылает какое-то безумное количество откликов на все вакансии: начиная от главного бухгалтера и заканчивая балериной. Естественно, его нигде не берут.
— Хорошо. Получается, что нужно делать заранее и о поиске работы думать до того, как вы написали заявление генеральному директору об увольнении. Так ли это?
— Это так. И одна из самых, наверное, правильных и грамотных стратегий — думать о поиске работы до того, как ты уволился. И в целом не совсем хорошо так вот сжигать мосты, расставаться с компанией, может быть, не на самой позитивной ноте.
Безусловно, большинство соискателей выходят на рынок труда, будучи еще трудоустроенными. И это позволяет им комфортно расстаться с текущим работодателем: предупредить заблаговременно, сдать дела, получить, может быть, какую-нибудь рекомендацию от работодателя, сохранить хорошие отношения и уже впоследствии выходить на рынок — либо же в поиск, либо к новому работодателю. Вот это то, что работает хорошо. Если мы просто резко бросили работу, а потом стали искать новую, то вот эта стратегия, как правило, провальная.
— Давай тогда поговорим о том, какая в принципе должна быть в общем виде стратегия поиска работы.
— Стратегия поиска работы в целом начинается с того, что мы должны задуматься, кем мы хотим работать, где мы хотим работать и как мы хотим это делать. После этого, понимая, кто наш работодатель, мы подбираем те каналы, которые мы будем использовать: сайты по поиску работы, кадровые агентства, социальные сети. То есть как мы такую работу будем искать. И в зависимости от того, какие каналы мы используем, нам уже необходимо подготовить инструменты. Например, то же самое резюме.
— Хорошо. А какие ключевые ошибки бывают у соискателей на этапе подготовки резюме?
— На этапе подготовки резюме на самом деле довольно много ошибок. В первую очередь это желание поместить туда максимум информации. Тогда мы получаем резюме огромного объема, которое HR не читают. Просто не читают. Это резюме более двух страниц.
Соответственно, второй вариант — это резюме совсем краткие. Противоположная история. Это когда дается пара строк из серии «Работал главным бухгалтером от и до — полностью все вел, за все отвечал». Никакой конкретики. Это тоже сейчас не работает. Отсутствие просто контактной информации может стать фатальной ошибкой. То есть с вами не смогут связаться, какое бы классное резюме ни было.
— Ну, резюме — это такая сложная вещь, которая… Получается, не всем понятно, какое оно должно быть. И еще меньшему количеству людей понятно, как его правильно сделать. Какие есть способы, инструменты, возможности для составления резюме: может быть, есть шаблоны, может быть, есть специалисты, которые знают, как это сделать лучше? Подскажи, какой оптимальный путь.
— Безусловно, относительно резюме есть масса информации в Интернете. Отчасти это хорошо, потому что ее действительно много. Но для того чтобы ее собрать, «переварить» и получить из этого действительно что-то работающее, потребуется много времени.
Можно использовать шаблон: например, пойти на тот же hh.ru и заполнить резюме по тому формату, который предлагает сайт. Можно обратиться к специалистам: например, карьерным консультантам. Мы в агентстве помогаем в составлении резюме. И здесь как раз важно учитывать особенность каждого конкретного соискателя. Если мы говорим просто про некий шаблонный стандарт, который вы нашли в Интернете, — он общий, он не даст вам структуру, которая больше вам подходит, не предложит вам объем, который наиболее полно будет раскрывать ваш опыт в резюме. Если же мы говорим про такую точечную работу, то, конечно, всегда нужно учитывать индивидуальные особенности опыта.
— Хорошо. Резюме готово, HR его прочитал, посмотрел и даже одобрил. Вас позвали на собеседование. К нему надо готовиться?
— К нему надо готовиться. И да, безусловно, резюме — это дорога к собеседованию. Важный этап, но собеседование — тут как раз начинается самое интересное, потому что здесь мы сталкиваемся лицом к лицу с работодателем. И готовиться нам нужно, потому что, опять же, бывают такие случаи, когда соискатель приходит на собеседование и не владеет информацией о компании, не понимает до конца вакансию. Такое собеседование — провальное. Поэтому подготовка — это половина успеха.
— А какой должна быть подготовка? Я — Вася, я иду на собеседование в компанию «ООО «Ромашка». Что важно мне точно узнать, подготовиться, чтобы я как минимум неплохо смог это собеседование пройти?
— В первую очередь надо понимать, что за компания, что там принято, какие там нормы. И все, что касается вашей работы: если вы занимаетесь продажами, то что продают, какое место на рынке занимают, какая специфика продукта. То есть нужно идти, безусловно, готовым именно с точки зрения профессионального содержания в первую очередь и знания о компании.
Далее мы готовимся уже с точки зрения культуры, то есть можно немножко предугадать, как будет проходить собеседование, если мы знаем, что из себя представляет корпоративная культура компании. Чаще всего эту информацию можно найти на сайте либо в социальных сетях (сейчас это очень актуально, многие компании ведут) и посмотреть стиль общения, как что происходит. И чуть-чуть, может быть, как-то скорректировать свою манеру подачи на собеседовании.
— То есть если вы идете на собеседование в компанию Black Star к Тимати, не идите в галстуке и костюме — там принято по-другому. Хорошо, собеседование идет, и есть такой важный этап (насколько я знаю, очень ключевой на Западе) — это рекомендации. Здесь у нас в России важно ли это, принято ли это, нужно ли их готовить соискателю?
— Рекомендации, безусловно, важны. И к проверке рекомендаций работодатель приступает, как правило, уже после первичного собеседования, то есть либо после второго собеседования, между какими-то этапами, может быть.
Что здесь важно: наша задача как соискателя — подготовиться, предупредить тех, кто будет давать нам рекомендации, о том, что мы находимся в поиске работы. Если это было достаточно давно, когда мы работали с этими людьми, то напомнить: когда работали, кем работали, насколько успешно. То есть подсказать, может быть, немножко, что будет правильно донести тем, кто будет звонить. Если есть возможность взять какие-то письменные рекомендации при увольнении, это стоит обязательно делать. И это можно просто собирать как некую копилочку, чтобы показать на собеседовании.
— Есть ли что-то еще, что стоит брать с собой? Портфолио, может быть, какие-то дипломы, что-то, что подтверждает квалификацию. Или это строчка в резюме и не более того?
— Безусловно, зависит от сферы деятельности. Если вы можете что-то показать (в дизайне это может быть портфолио), то это обязательно нужно сделать. Для остальных специальностей это не так актуально. Дипломы, трудовую книжку, все сертификаты можно оставить дома, вам поверят на слово.
— Некоторые работодатели (и я в том числе) любят просить соискателя на собеседовании коротко рассказать о себе. Насколько нужно готовить такую мини-вещь про то, кто ты, что ты умеешь и чем ты важен для работодателя? Насколько это критично, насколько это нужно?
— Хороший вопрос. И очень верно ты отметил: действительно, работодатели ожидают услышать такую краткую презентацию либо рассказ о себе. Чаще всего на собеседовании это самое-самое начало встречи, когда HR либо представитель работодателя просит вас немножко рассказать о себе для того, чтобы познакомиться.
Тут самая главная ошибка (мы сегодня про них говорим) — это опять же какая-то избыточная презентация. И бывает такое, что кандидат начинает либо пересказывать резюме, либо очень подробно рассказывать про свой опыт — рассказывает поочередно про все места работы, чем он там занимался, и это растягивается на 20-30 минут. Внимание уже потеряно буквально на второй минуте. То есть вроде бы он ответил на все возможные вопросы, но диалога, беседы не состоялось. И это, конечно, тоже не выигрышная стратегия, поэтому подготовка презентации буквально на полторы-две минутки включает самые-самые основные аспекты — про вашу квалификацию, может быть, про образование, почему вы находитесь в поиске работы, что вас в данной конкретной вакансии привлекло. Это то, что располагает работодателя на такое позитивное общение уже на собеседовании.
— Хорошо. Ну, собеседование прошло плюс-минус успешно, и соискатель и работодатель переходят к самой интересной части — к торгам, к переговорам о стоимости. Здесь вопрос: как соискателю правильно оценить себя на рынке труда – не продешевить и не стать в один уровень с трудовыми мигрантами, но и не назначить себе зарплату, которую ему никто никогда не даст и на работу не возьмет? Как себя оценить верно?
— Хороший вопрос, потому что верно себя оценить достаточно сложно при текущем рынке труда, просто потому, что очень большой разброс по заработным платам, причем разброс в разы. Это действительно есть. В первую очередь что мы рекомендуем: посмотреть в целом рынок вакансий. Не только ту вакансию, куда вы идете на собеседование, но и в целом — что в данной позиции предполагается, сколько работодатели предлагают таким специалистам. Это первый шаг.
Далее мы идем на рынок соискателей (тот же hh.ru нам в помощь), мы можем посмотреть, что хотят наши конкуренты. Потому что одно дело — это наши ожидания, а другое дело — мы должны вписываться в рынок не только со стороны предложений соискателей. Нам тут важно понимать обе стороны, что там происходит. Поэтому можем посмотреть, что хотят конкуренты.
Ну и такой совсем маленький лайфхак: если мы идем на собеседование на какую-то конкретную вакансию и понимаем, что специалист, на место которого нас собеседуют, уволился недавно, то мы можем попробовать найти его резюме в открытом доступе, посмотреть, сколько хочет денег он.
— Хорошо. Очень важный вопрос, мы его касались в одной из наших передач про руководителей: насколько важен нетворкинг? То есть значимость в медийном пространстве, поведение в социальных сетях, умение завязывать какие-то связи — насколько это нужно для обычного, рядового соискателя, и какие ошибки в этой части делают они?
— Давай начну с ошибок. Как раз самая главная ошибка в том, что, как правило, нетворкинг и не используется. А это действительно прекрасный способ вообще рассказать о себе миру, своим знакомым о том, что вы находитесь в поиске работы и что сейчас конкретно вы делаете, чем вы занимаетесь, чем вы можете быть полезны.
И, опять же, это один из таких стереотипов, что нетворкинг работает только на уровне топ-менеджмента и только для руководителей. Не так. Если вы ищете работу, абсолютно любую — офисную, линейную, вы с кем-то учились, с кем-то ходили на какие-то курсы, посещали какие-то мероприятия, ваши бывшие сослуживцы, коллеги по работе. Вы тоже можете им об этом рассказать, и вполне возможно, что они кого-то знают, что-то слышали или видели. Поэтому нетворкинг тоже классно работает и в данном случае.
— Вытекающий вопрос: а нужен ли в таком случае обычному, рядовому соискателю личный бренд?
— Бренд, наверное, в таком понимании глобального бренда обычному соискателю не нужен. Но позаботиться, например, о репутации в социальных сетях — пожалуйста. Потому что многие HR социальные сети смотрят. Поэтому желательно, чтобы они были заточены под поиск работы. Безусловно, постить там только профессиональную информацию не стоит, но убрать что-то компрометирующее нужно.
— Ну, бог с ними, с аккаунтами самих соискателей. А могут ли соцсети помочь в поиске работы, в поиске вакансий? Работает ли это либо это все неважно, и нужно идти туда, где вакансии будут выкладываться?
— Ну, вакансии-то как раз могут выкладываться в социальных сетях. В целом многие компании используют социально ориентированную политику, идут туда, где люди, туда, где соискатели, таким образом сокращая расходы на персонал в том числе для себя. То есть это и работодателю выгодно — пойти в социальные сети к людям.
— То есть забывать про него будет ошибкой.
— Будет ошибкой. Другое дело — что он подходит не для всех. Например, искать работу строителю либо бухгалтеру в соцсетях будет не так успешно. Если мы работаем на рынке IT, пиара, маркетинга — всего, что как-то связано с Интернетом, вот в первую очередь туда.
— Хорошо, мы поговорили про ошибки, которые допускают соискатели. Давай скажем несколько советов, несколько лайфхаков, которые могут облегчить жизнь при поиске работы.
— В первую очередь, если кратко, формулируем свою ценность; пишем краткое резюме до полутора-двух страниц; рассказываем всем друзьям, знакомым, что мы в поиске; размещаем резюме обязательно на hh.ru как сайте по поиску работы; готовимся к собеседованию; знаем своего работодателя и идем на собеседование с позитивным настроем, уверенным, что нас возьмут.