В передаче «ТВОЯ РАБОТА» главный редактор телеканала «ШАГ РОССИИ» Глеб Мордовченко и руководитель кадрового агентства для соискателей «ИМ Консалтинг» Александра Грак поговорили о том, что делать, если вы не понимаете, куда дальше двигаться в карьере. С какими вопросами обращаться к карьерному консультанту и как правильно его выбрать, зачем нужно планировать карьеру и по каким стандартам работают карьерные специалисты — читайте в этом выпуске.
— Сегодня мы поговорим о довольно больной теме для большого количества людей. Это тема своеобразного «стеклянного потолка». Он происходит в жизни почти каждого из нас. И проявляется это так: с одной стороны, вы понимаете, что нужно куда-то двигаться, но либо не понимаете, куда, либо не понимаете, как. И именно в этот момент, если мы говорим о карьере, возникают такие люди, как карьерные консультанты. Что такое карьерная консультация? Для чего она нужна и как она работает?
— Как ты верно отметил, в тот момент, когда мы понимаем, что мы застряли, не знаем, куда двигаться, как двигаться, и в целом нужна какая-то профессиональная помощь и поддержка со стороны, самое время обратиться к консультанту. Соответственно, если вопрос связан с карьерой, с профессиональным развитием, с повышением личной эффективности, желанием повысить свой уровень дохода, то тогда карьерный консультант — это именно тот консультант, который нужен.
— Считается, что карьерный консультант — это специалист, который помогает планировать карьеру. А зачем ее планировать?
— Тут идея такая, что, если карьеру не планировать, она может складываться стихийно. И это неплохо, если она складывается успешно, но чаще всего получается так, что за счет того, что карьера не была продумана заранее, в какой-то момент она либо останавливается, либо идет какой-то откат назад, и мы понимаем, что мы попали совершенно не туда, где мы хотели бы себя видеть. И находимся в той ситуации, которая нас не устраивает. Если вы подумали об этом заблаговременно и запланировали свои шаги в плане развития карьеры, то, соответственно, этой ситуации бы не случилось.
— Для обычного человека трек очень простой: школа, вуз, работа. Это так почти у всех. И при этом почти всем всегда это не нравится. Они считают, что это не так, могло быть лучше, «меня не ценят», «мало платят» и так далее. А все-таки как понять, что вот именно вам именно сейчас реально нужна карьерная консультация?
— Тут, наверное, как и с решением любой задачи. Если вас что-то не устраивает, но вы можете справиться с этим самостоятельно, то, вероятно, консультация вам и не нужна. То есть если вы решаете сами, знаете инструменты, знаете, как, то все отлично. В консультации необходимости нет. Но если же все-таки вы понимаете, что вы столкнулись с каким-то полем неопределенности, не знаете инструментов, не знаете, что в принципе можно делать с решением таких задач, тогда лучше обратиться за профессиональной поддержкой.
— А с какими вопросами обычно люди обращаются к карьерным консультантам? Ну даже так: с какими вопросами правильно обращаться к консультантам?
— Я бы сказала, что правильно обращаться, в общем-то, со всеми вопросами, которые вас волнуют относительно вашей карьеры. А это очень широкий на самом деле спектр: кем быть, как двигаться, как вырасти, например, от молодого специалиста к руководителю, как развить определенные компетенции, в том числе как установить определенные контакты профессиональные, как повысить свою видимость на рынке труда. Любые вопросы, все, что связано с вашей карьерой.
— Это практически вопрос о том, как правильно жить. Но здесь же ключевой момент — как правильно выбрать того человека, который может помочь. Какой критерий выбора консультанта?
— Как с любым консультантом, когда мы выбираем человека, с которым мы будем работать, нужно обратить внимание на несколько критериев. В первую очередь это, собственно, профессиональная квалификация и опыт именно в направлении карьерного консультирования. Это профиль его деятельности, то есть с какими специалистами он работает. С молодыми специалистами: если вы начинающий специалист, естественно, ему будут ближе и понятнее ваши запросы. Если вы топ-менеджер, то логичнее найти консультанта, который работает с вашим уровнем топ-менеджмента и знает все «боли» и задачи именно этого профессионального направления.
И, безусловно, важно обратить внимание на ваш личный контакт: насколько вам комфортно общаться. Потому что можно быть прекрасным профессионалом, замечательным специалистом, но, если у вас коммуникация не складывается, какое-то доверие, и есть дискомфортно, то, скорее всего, это не будет для вас работать.
— У нас есть такой стереотип, который пришел явно из американских фильмов, про поход к психотерапевту. Когда человек приходит и говорит: «Доктор, мне плохо, помогите мне». Но здесь же наверняка нужно приходить с какой-то степенью подготовки, проработки. Как правильно готовиться к взаимодействию со своим консультантом?
— Если вы уже определились, кем вы будете работать, собрали первичную информацию, то я бы рекомендовала подумать, что вы хотите от этого сотрудничества. Потому что у нас может быть общая проблематика — «вот что-то меня не устраивает», и в данном случае уже в беседе с консультантом можно сузить это до определенной задачи: что хотелось бы получить в итоге. Потому что если мы не сформулировали конкретные, понятные задачи, то и работать нам будет крайне сложно.
— Но это, получается, работа за деньги — когда консультант оказывает услуги. А гарантии какие-то он дает? Должен давать?
— Что касается гарантий в карьерном консультировании, консультант гарантирует то, что качество консультации, которую он оказывает, либо другой услуги, например, написания резюме либо подготовки к собеседованию, носит должный уровень. Другой вопрос — что, работая с консультантом, надо понимать, что это, безусловно, некая база, которую он использует: мировые стандарты, знания по рынку и так далее. Но в том числе это частное мнение каждого отдельного консультанта. Поэтому эти мнения могут в каком-то смысле иногда разниться.
— Но получается, что это нечто близкое к психологии, психотерапии, к коучингу, где есть некие стандарты работы с пациентами, с клиентами. А здесь есть какой-то кодекс, какой-то набор правил, стандартов или его нет?
— Как ты верно отметил, в случае с пациентами и клиентами это как раз и основная разница. То есть основа метода именно консультирования — в том, что мы работаем с клиентами, со здоровыми людьми, то есть это не пациенты. Мы работаем в равной партнерской позиции, у нас есть разделение ответственности.
Это как раз прописано в профессиональном стандарте: том, что консультант отвечает за качество консультации, за организацию работы; клиент отвечает за полноту предоставленной информации, за то, насколько он готов предпринимать шаги для решения своих задач. Потому что, опять же, консультация — это не волшебная палочка, после нее еще надо предпринимать определенные действия для того, чтобы процесс пошел. И в этом смысле есть этический кодекс, есть профессиональный стандарт. Мы в своей работе используем именно международные стандарты, соответственно, мировую практику, потому что кому-то из клиентов это интересно и важно, и мы рассказываем, что здесь мы используем, например, определенные карьерные теории, а здесь, например, сценарные методы. Кому-то просто важно понимать именно этическую составляющую.
А базовый принцип — это, безусловно, конфиденциальность, это отношение на равных, партнерское отношение, это гарантия именно качества нашей услуги, это понимание того, что, если это не наш клиент, мы обязательно об этом скажем и поможем ему подобрать другого специалиста. Это все есть в стандарте.
— А насколько этот рынок сегодня сформирован в стране? То есть наверняка я найду карьерного консультанта где-то в Москва-Сити, но вот в других городах России насколько можно найти таких специалистов, насколько эта услуга уже и рынок сформировались здесь?
— С точки зрения интереса к этим услугам — все чаще и чаще, действительно, появляется понимание, что рынок формируется, т.е. есть интерес, есть понимание, что «если у меня что-то не получается относительно работы, то есть люди, которые помогут». И действительно, к нам приходят и все чаще спрашивают, что «вот у меня такая проблема, вы можете помочь?». «Можем».
А с другой стороны, безусловно, все зависит от региона, потому что если Москва и Питер более прогрессивны в этом отношении, Сибирь, безусловно, тоже, то, может быть, в каких-то регионах сложнее будет найти консультанта. Мы, например, работаем по всей России, поэтому помогаем как можем. В том числе и для других регионов.
— А если мы посмотрим за границу: какие тренды, стандарты, идеи, направления уже там есть и придут рано или поздно к нам в этой теме?
— Как мы с тобой общались ранее, в других передачах, если мы говорим про тренды карьерного менеджмента, начиная от ранней профориентации, буквально с ясель как это все развивается, то там, безусловно, это уже настолько естественная часть жизни. То есть все профессионалы знают, что есть карьерный менеджмент, есть профориентация, есть коучинг. Они понимают, что это нормальная практика, ну как профилактика в каком-то смысле, когда можно обратиться, посмотреть на свою карьеру и уже решать определенные задачи.
И в целом это даже, наверное, не тренд, это уже определенный стиль жизни — использовать такие подходы, как коучинг, как консалтинг, для выстраивания своей карьеры наиболее эффективно. Многие клиенты на Западе сами знают определенные карьерные теории, сценарные методы, могут работать самостоятельно, могут приходить к консультанту, обрисовывать свою ситуацию, просить поработать именно с точки зрения определенной методологической базы.
— Понятно. Ну что же, если вы в любой момент своей жизни знаете, кто вы, что вы и куда вам идти, это очень хорошо. Если же это не так, то в области карьеры как минимум предлагаем вам обратить внимание на формат карьерного консультирования.
— Понятно. Ну что же, если вы в любой момент своей жизни знаете, кто вы, что вы и куда вам идти, это очень хорошо. Если же это не так, то в области карьеры как минимум предлагаем вам обратить внимание на формат карьерного консультирования.