В передаче «ТВОЯ РАБОТА» главный редактор телеканала «ШАГ РОССИИ» Глеб Мордовченко и руководитель кадрового агентства для соискателей «ИМ Консалтинг» Александра Грак обсудили, как искать работу предпринимателю. Какие сложности могут возникнуть при переходе в найм, о чем стоит умолчать в резюме и на собеседовании и о том, нужны ли вообще работодателям специалисты с предпринимательским опытом — читайте в этом выпуске.
— Сегодня у нас будет тема, которая волнует без малого миллионы россиян. Известна печальная статистика: количество предпринимателей в нашей стране серьезно сокращается в последнее время. Это значит, что люди, которые работали на себя в качестве индивидуальных предпринимателей, даже фрилансеров, массово возвращаются обратно в найм — туда, где есть стабильность, где гораздо меньше свободы для каких-то творческих и иных результатов.
Саша, как эти люди, обратно попадая в найм, чувствуют себя? Для большинства из них, знаю в том числе и по себе, у меня был такой опыт, это серьезный стресс. Какие типовые сложности есть у этих людей?
— В частности, наверное, надо начать именно с самого этапа поиска работы. Потому что если человек предприниматель, был им длительное время, например, то он в принципе не понимает рынок труда, механизмы рынка труда, поиска работы от и до, как это сейчас происходит. И, наверное, основная сложность — это в целом найти работу. Другой вопрос — у нас есть предпринимательский опыт в определенной сфере, но, если мы хотим идти в найм, мы не всегда понимаем, кем мы можем работать.
— В этой теме есть огромное количество каких-то мифов, стереотипов как у работодателей, например, «таких людей не надо брать вообще» или, наоборот, «берите их, они крутые, они умеют всего достигать», так и мифов у самих соискателей. Какие типовые заблуждения в этой теме имеют место?
— Со стороны соискателей это как раз о том, что не надо показывать свой предпринимательский опыт, и отчасти это работает. На каком-то этапе мы можем это не озвучивать, например, чтобы попасть на собеседование и там уже более предметно раскрыть эту тему и нашу мотивацию к смене работы и к выходу в найм. Со стороны работодателей ты очень верно отметил — действительно бытует мнение, что, если человек не работал в найме, особенно длительное время, он привык к определенной свободе, ему будет сложно укладываться в какие-то рамки.
— Ну все-таки, если человек пришел с таким опытом предпринимательским, в чем его преимущество для работодателя, в чем его сильная сторона?
— Сильная сторона такого соискателя будет как раз в том, что, имея предпринимательский опыт, он видит бизнес в целом, то есть не какой-то определенный участок работы, не только какую-то должностную инструкцию, которую он, может быть, знает от и до, но и в целом механизмы функционирования бизнеса, пусть и малого. Поэтому он уже по-другому смотрит на все процессы, понимает, на что будет влиять его работа, и, скорее всего, будет по-другому относиться.
— А что этим людям стоит знать о рынке труда? Вот в текущих современных реалиях?
— В целом очень важно понимать, какая ситуация на рынке труда, потому что, да, есть предпринимательский опыт, но надо понимать, кем мы можем работать. Здесь важный вопрос — определиться, кем мы можем работать, собственно, кем бы нас хотел видеть работодатель с учетом нашего предпринимательского опыта, ну и обычно пересечение — это где больше всего платят. Если мы найдем вот эту золотую середину в этих трех сферах, то, соответственно, обычно туда мы и идем. Для этого важно понимать рынок.
— Ну тут в понимании рынка есть интересная ситуация. Человек, который развивается в найме, довольно неплохо понимает себе цену, по крайней мере, в своем окружении, в своей тематике. А как оценить себя человеку, который вернулся в найм после долгого перерыва? Как ему оценить себя?
— Хороший вопрос. Действительно, очень важный, потому что нам нужно конкурировать с другими соискателями, в том числе по уровню дохода, который мы хотели бы получать. И здесь важно быть в рынке. В данном случае мы оцениваем и предложение работодателей. То есть если мы определились с направлением деятельности, понимаем, какую должность мы могли бы занять, то мы анализируем рынок с точки зрения, например, предложений.
Нам поможет любой сайт по поиску работы. Открываем, смотрим, что чаще всего встречается, сколько предлагают, какие есть зарплатные вилки и от чего они зависят. Тут же нелишним будет посмотреть, что хотят соискатели в том числе, потому что это тоже очень интересная история. Где те специалисты с близким нам опытом делают упор на своем опыте, какие, может быть, сильные стороны они выделяют и сколько денег они за это хотят. И уже соотнеся эти две цифры (как правило, они немножко разнятся, конечно), мы можем выстраивать какую-то свою стратегию относительно переговоров с работодателем о будущей заработной плате.
— Как здесь обстоят дела с резюме? У такого человека будет, с точки зрения формальной логики, огромный разрыв в работе. Именно с точки зрения найма. Как ему такое резюме писать, составлять, реализовывать?
— Смотри, здесь на самом деле, опять же, один из частых мифов в целом в поиске работы — о том, что резюме = трудовая книжка. И обычно, если мы предприниматели, такой трудовой книжки у нас нет, и, соответственно, писать нам нечего. Но тот опыт, который мы получали как предприниматели, — тоже ценный.
Фактически здесь речь идет о том, что в резюме мы отображаем опыт, мы отображаем результаты и компетенции. Наша задача — выстроить резюме таким образом, чтобы расставить акценты именно на компетенциях и на наших результатах, а не на форме организации нашей деятельности.
— То есть важно помнить, что для работодателя главное в резюме — это все-таки компетенция человека, а не какие-то его формальные отметки о том, где он был и что он делал.
— Фактически да. Мы говорим о том, что вы будете предлагать работодателю. Если помнишь, мы говорили о ценностном предложении в одной из передач. И здесь очень важно с этим поработать. То есть что мы будем закладывать в резюме, в чем наша ценность. И, безусловно, эта ценность не лежит в том, что, допустим, мы были индивидуальным предпринимателем или фрилансером. Она лежит в поле того, какую полезность мы принесем работодателю.
— Хорошо. Резюме составили. Какие каналы для выхода на работодателей таким специалистам можно использовать в текущем моменте?
— На самом деле здесь в плане каналов все довольно традиционно. Начинаем с сайтов по поиску работы, обязательно прорабатываем свои каналы знакомства, то есть развиваем нетворкинг, используем социальные сети. И обязательно надо их использовать, потому что это хороший источник информации о вакансиях. Или во всяком случае через социальные сети мы можем проинформировать своих друзей и знакомых о том, что мы находимся в поиске определенной работы.
— Ну, канал сработал, на собеседование пришли. Есть ли какие-то темы, о которых не стоит говорить человеку с предпринимательским опытом на собеседовании в найме?
— Возможно, есть. Другой вопрос — получится ли обойти эти темы. На самом деле, что касается узких тем, они, как правило, плюс-минус одинаковые. Это частые смены работы, это переезды, это как раз смена сферы деятельности, особенно неоднократная, и это наличие предпринимательского опыта. Потому что, как мы с тобой обсуждали, работодатели очень неоднозначно к этому относятся. Для кого-то это плюс, а для кого-то это существенный минус. Вот именно с этими темами по большому счету нам и нужно будет работать в процессе собеседования.
— А какие темы для тех работодателей, которые, скажем так, без восторга относятся к таким соискателям, являются узкими? Какие неудобные вопросы они могут задать на собеседовании, и к чему нужно быть готовым такому специалисту?
— На самом деле основной вопрос — это, собственно, «почему вы уходите из предпринимательства и идете в найм?». И здесь есть несколько развилок, которые имеет смысл посмотреть. Почему предприниматели идут в найм?
Первое — это когда, например, человек реализовал себе в предпринимательстве, у него с бизнесом все о’кей и он имеет какой-то доход, допустим, пассивный, что тоже будет не радовать, возможно, работодателя. Потому что тогда получается, что его сотрудник не настолько заинтересован в деньгах и может в любой момент покинуть его компанию. Второй момент — если, соответственно, с бизнесом не получилось. И это тоже интересное развитие событий: если у тебя не получилось с бизнесом, где гарантия, что у тебя получится с определенной трудовой функцией в найме?
— Да, насколько сегодня такие люди востребованы в общем и целом в стране? Нужны ли работодателям специалисты с опытом самостоятельного решения сложных и не очень сложных задач, или это, скорее, не самые востребованные люди? Как некое резюме нашей беседы.
— Здесь на самом деле все зависит от сферы, потому что, допустим, в IT-направлении фриланс и проектная деятельность является нормой жизни, работодатели к этому относятся вполне благосклонно. И, в общем-то, у них, наоборот, могут возникать вопросы, почему у вас нет каких-то дополнительных проектов. Вот именно в сфере ваших профессиональных интересов.
В частности, если мы говорим про развитие бизнеса, про какие-то запуски, здесь предпринимательский опыт, действительно, работодателю может быть интересен, потому что он фактически берет предпринимателя и дает ему возможность развивать собственный бизнес. И подбирает специально человека с определенными качествами, вот этой предпринимательской жилкой. Поэтому если мы попадаем именно в направление, в интерес работодателя, то, конечно, это востребовано.
— Ну что ж, здесь хочется сказать, что большинство людей (наверное, ошибочно) считают переход из одного формата — найма — в предпринимательство, в другой формат, как некую трагедию, как нечто очень сложное и невозможное. Вовсе нет.
Большинство успешных людей довольно часто меняли формат найма на самостоятельный бизнес и наоборот. Это нормально, поэтому, друзья, не стоит этого бояться, жизнь развивается, и ваша карьера должна развиваться тоже.